Вопрос создания в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день актуален, и находит свое особое место в развитии дошкольного образования.

Так что же такое развивающая предметно - пространственная среда?  В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в разделе «Требования к развивающей предметно - пространственной среде», говорится о том, что это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и тому подобным), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учѐта особенностей и коррекции недостатков.

В отечественной педагогике и психологии имеется богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей предметно-пространственной среды. Далее я буду говорить кратко, часто используемой аббревиатурой, - РППС.

Особую роль РППС в становлении личности ребенка подчеркивают в своих исследованиях Р.Б. Стеркина, Н.А. Ветлугина, Г.Н. Пантелеев, Н.А. Ревуцкая, В.С. Мухина, В.А. Горянина и другие.

Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды - всего того, что принято считать культурой воспитания. При этом современный интерьер и дизайн, как внутренних помещений, так и прилегающей к зданию территории: оборудование, мебель, игрушки, пособия, - рассматриваются как необходимые её составляющие.

Как уже говорилось выше, ФГОС ставит  к развивающей предметно - пространственной среде определённые требования, которые включают принципы её построения в ДОУ.

Принцип первый – среда должна быть содержательно-насыщенной, Насыщенность среды предполагает: разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе; среда должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы;

Второй принцип - полифункциональность материалов, что предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и мн. др.). А также наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природных материалов, предметов-заместителей);

Третий принцип - трансформируемость пространства, что обеспечивает возможность изменений среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и  возможностей детей;

Четвертый принцип – это вариативность среды, что предполагает наличие различных пространств, периодическую сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, а также появление новых предметов;

Пятый принцип - доступность среды, что предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования

И шестой принцип - безопасность среды, что включает соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т. е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Опираясь на вышеуказанные принципы и на основании нормативных документов, указанных на слайде,  РППС должна отражать полный процесс образовательной деятельности ДОУ, в том числе должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его возрастных особенностей, склонностей, интересов и уровня активности.

Важно отметить, что для организации и обеспечения РППС  необходима методическая поддержка. Она заключается в наличии и использовании конкретных учебно-методических материалов, соответствующих требованиям ФГОС ДО. А также использования их в образовательном процессе и с целью повышения квалификации.

Для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности важно предусмотреть гибкое зонирование пространства, т.е. предусмотреть наличие различных секторов (уголков, зон, центров и т. п.).  Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в ДОУ. Помещение группы разделить на несколько зон, в каждом из которых должно содержаться достаточное количество материалов для познания, исследования в разных областях деятельности, игры.

Представлю вам примерный перечень зон для организации развивающей предметно-пространственной среды:

 Для социально – коммуникативного направления:

- центр активности (сюжетно – ролевые игры);

- центр ПДД;

-центр пожарной безопасности;

 -центр трудовой деятельности.

 Для познавательного направления:

- центр патриотического воспитания;

- центр математического развития;

- центр сенсорного развития;

- центр «Экспериментирования»;

- центр конструктивной деятельности;

Для речевого направления:

-центр театрализации;

-центр «Будем говорить правильно»;

-центр «Здравствуй, книжка!».

 Для художественно – эстетического направления:

-центр «Маленький художник»;

-центр «Умелые руки»;

-центр «Весёлые нотки».

 Для физического направления:

- центр спорта «Будь здоров».

– для отдыха (уединение, общение и пр.).

Организация современной РППС в рамках многомерного пространства зависит от возрастных особенностей детей и конкретных целей и задач, обозначенных в образовательной программе ДОУ.   

В частности, в нашем детском саду Образовательная программа разработана по примерной программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

         Работая по этой программе, создание РППС всеми участниками образовательного процесса имеет цель содействовать обогащению развития ребенка как неповторимой индивидуальности в условиях технологически выстроенного образовательного процесса. То есть, «крыловцы» на правильном пути.

Однако, Н.М. Крылова, в своей программе предусмотрела свои правила организации РППС, которые не противоречат ФГОС.

Правило первое: в «Доме радости» организация пространства группы и предметной среды осуществляется по тематическому принципу. Здесь пространство группы не делится на «зоны». Отсутствие жесткого зонирования имеет принципиальное значение, так как развитие ребенка в деятельности и посредством деятельности предполагает движение не от предмета, а от замысла к результату с использованием предмета.

Элементы среды размещаются бессюжетно, что позволяет воспитанникам гибко и разнообразно использовать ресурсы окружающей среды. В качестве системообразующих элементов выступают разные виды детской деятельности: игровая, конструктивная, трудовая, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение предметов позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.

Правило второе: в «Доме радости» организация пространства должна обеспечивать возможность для самостоятельной деятельности каждого ребенка. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», - такое первое требование к среде было сформулировано А. В. Запорожцем. В соответствии с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначен.

Правило третье: организация пространства должна обеспечивать свободный двигательный режим. Т.е. пространство должно трансформироваться. Например, «крыловцы» спальную комнату стараются обустраивать так, чтобы большая её часть могла легко освобождаться для детских игр, а некоторые игры и занятия могли бы иногда задействовать и спальню и группу.

Правило четвертое: организация пространства должна создаваться при активном участии детей. Степень их участия в обогащении содержания среды определяется степенью их самостоятельности в отборе, поиске, создании таких объектов. Дети младшей группы участвуют в обновлении среды вместе с родителями и педагогами, поскольку самостоятельно еще не могут подобрать или создать эстетически оформленный объект; дети старшего дошкольного возраста принимают активное участие в пополнении среды, выполняя задания взрослых по поиску интересных объектов, самостоятельно изготавливая материалы для игровой, конструктивной деятельности.

Если смело и правильно осуществить «перезагрузку» в ДОУ, то тогда можно будет оценить качество созданной в группе развивающей предметно-пространственной среды, которое станет видно по ряду показателей, таких как:

– включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность;

– низкий уровень шума в группе (так называемый «рабочий шум»);

– низкая конфликтность между детьми;

– высокая продуктивность самостоятельной деятельности;

– и положительный эмоциональный настрой воспитанников.

А теперь о предполагаемых результатах. Благодаря созданной в детском саду развивающей предметно-пространственной среды с учётом требований к ней ФГОС ДО, дети станут более социализированы, будут уметь общаться друг с другом, будут смело и свободно передвигаться в пространстве ДОУ, повысится познавательный интерес, любознательность, желание экспериментировать. Ведь главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.