Итоги работы МБДОУ ДС № 4 «Березка» за 2015-2016 учебный год

31.05.2016 14:44

 

1 раздел. «Анализ работы за 2015-2016 учебный год»

1.1.             Обеспечение здоровья и здорового образа жизни.

Медицинское обслуживание детей в нашем детском саду  осуществляется медицинской сестрой и врачом-педиатром от ЦРБ.

Общее санитарно-гигиеническое состояние ДОУ соответствует требованиям Роспотребнадзора: питьевой, световой и воздушный режим поддерживаются в норме. Одной из основных задач деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.

Развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности  охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области.   Одна из образовательных областей  является «Физическое развитие».

С целью повышения интереса детей к физической культуре и реализации образовательной области «Физическое развитие»  внедрена в образовательный процесс  программа Н.Н.Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста».

Системная работа по физическому воспитанию включает в себя  ежедневную утреннюю гимнастику; физкультурные занятия (2 – в зале, 1 – свежем воздухе) с включением компонента корригирующих упражнений с целью коррекции и профилактики нарушений осанки (сколиоза), плоскостопия. Прогулки на свежем воздухе в любое время года. Спортивные праздники, развлечения и досуги, Дни и Недели Здоровья,   конечно же -  закаливающие процедуры.

В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у детей при поступлении в ДОУ, осуществляется четкая организация медико-педагогического обслуживания в соответствии с возрастными особенностями, с учетом пола. Устанавливается щадящий режим, щадящее закаливание, неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Также даются рекомендации специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда) индивидуально по каждому ребенку.

Часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями берутся на диспансерный учет, с последующими оздоровительными мероприятиями согласно индивидуальному плану.

Ежемесячно и ежеквартально проводится анализ острой заболеваемости с учетом  заболеваемости детей по возрастным группам.  Врач-педиатр, производящий осмотр детей, осуществляет оценку их физического развития и здоровья,  определяет или корректирует группу здоровья.

       Результаты заболеваемости детей в сравнительных показателях 2012 – 2015г.г. (кол-во детей)

годы

Кол-во

общее количество заболеваний

количество соматических заболеваний, грипп

количество инфекциоонных заболеваний

другие

кол-во

ЧБД

2012

169

656

598

7

51

8

2013

177

798

717

42

39

10

2014

182

772

633

84

55

7

2015

171

1039

682

55

119

9

По результатам анализа выявлено: общее количество заболеваний – увеличилось;  количество соматических заболеваний - тоже, но значительно уменьшилось число инфекционных заболеваний. Имели место  в течение года такие инфекционные заболевания, как корь, ветряная оспа, скарлатина. Уменьшилось число часто болеющих детей. 

Самый высокий процент посещаемости был отмечен во второй младшей группе «Казачок» (воспитатели - Пазина Э.А. и Приходько И.В.), в средней группе №1 «Солнышко» (воспитатели – Леонова Л.Я., Репина И.И.), старшей группе «Теремок» (воспитатели - Мижераунис М.А., Шустова Л. А.)

Группы здоровья детей

Группа

Количество

Первая

139

Вторая

26

Третья

6

Четвертая

-

 

 

 

 

 

 

Результаты адаптации детей к условиям детского сада:

Формы адаптации

Результаты

Легкая  адаптация

18/ 51%

Средняя адаптация

15/43%

Тяжелая адаптация

2/6%

Дезадаптация

нет

Адаптация детей  к условиям ДОУ в 2015-16 уч. году прошла  хорошо.    В детском саду есть небольшое количество детей, требующих особого (инклюзивного) подхода к воспитанию и развитию, имеющих разные диагнозы и проблемы.

Основной проблемой остается большое количество воспитанников, имеющих различные нарушения речи.

 

1.2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ  по образовательным областям и годовым задачам ДОУ.

Содержание Образовательной программы (далее - Программа) МБДОУ ДС № 4 «Березка»  обеспечивает построение целостного педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка, определяло работу по направлениям развития через освоение образовательных областей физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие и художественно-эстетическое развитие.

Реализация Программы осуществлялась не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов деятельности.   Программа разработана в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой  для детей дошкольного возраста 3-7 лет.    Дополнением регионального компонента к базисной программе является методическая разработка педагогов ДОУ «Отчий край».

Физическое развитие и оздоровление детей осуществляется по Программе «Театр физического развития и оздоровления» Н.Н.Ефименко.

Музыкальное воспитание осуществляется с использованием Технологии музыкального воспитания детей по программе «Детский сад-дом радости», автор Л.В. Гераскина.

С целью более целостного осуществления  направления работы с детьми по безопасности жизнедеятельности использована дополнительная программа «Основы безопасности детей», авторы: Н.Н. Авдеева, О.М. Князева, Р.Б. Стеркина.

С детьми в течение учебного года в тесном взаимодействии с воспитателями работали специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по ФК, педагоги-психологи, учитель-логопед.

Учебный год 2015-2016г. осуществлялся в соответствии с требованиями ФГОС ДО, оценка результатов достижений детей по освоению образовательной программы  осуществлялась через мониторинг  освоения образовательных областей (пять).

Проведенный итоговый мониторинг по выполнению детьми Программы дал возможность увидеть положительную динамику за учебный год.

 

Уровень освоения программы в 2015-2016 уч. году:

 Старший возраст

Младший возраст

Начало уч. года

Конец уч. года

Начало уч. года

Конец уч. года

      95%                    

97%                   

67%                           

                         91%

 

Направление развития

(образовательные области)

Уровень освоения программы

2015-2016  учебный год 

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

Кол-во

детей

%

 

 

Старший возраст

Младший возраст

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Речевое развитие

 

 

Самый высокий

5

7%

8

10%

4

4%

4

4%

Высокий

32

42%

34

45%

15

16%

20

21%

Средний

32

42%

31

41%

44

47%

56

60%

Низкий

7

9%

3

4%

31

33%

14

15%

 

ИТОГО:

69

91%

73

96%

63

67%

80

85%

Познавательное развитие

 

Самый высокий

2

3%

7

9%

2

2%

4

4%

Высокий

42

55%

43

57%

11

12%

21

22%

Средний

27

36%

25

33%

56

60%

62

66%

Низкий

5

7%

1

1%

25

27%

7

8%

 

ИТОГО:

71

93%

75

98%

69

73%

87

92%

Социально-коммуникативное

Развитие

 

Самый высокий

6

8%

7

9%

2

2%

2

2%

Высокий

40

53%

39

51%

17

18%

35

37%

Средний

28

37%

26

34%

49

52%

55

59%

Низкий

2

3%

1

1%

26

28%

2

2%

 

ИТОГО:

74

97%

72

96%

68

72%

92

98%

Физическое развитие

 

Самый высокий

12

16%

14

18%

-

-

2

2%

Высокий

35

46%

34

45%

24

26%

33

35%

Средний

28

37%

27

35%

40

43%

53

56%

Низкий

1

1%

-

 

30

32%

6

7%

 

ИТОГО:

75

99%

75

99%

64

68%

88

94%

Художественно-эстетическое развитие

Самый высокий

2

3%

9

12%

2

2%

2

2%

Высокий

33

43%

41

53%

12

13%

20

21%

Средний

37

49%

25

33%

39

41%

61

65%

Низкий

4

5%

1

1%

41

44%

11

12%

 

ИТОГО:

72

95%

75

99%

53

56%

83

88%

Выполнение программы:

 

 

95 %                                                                            

 

97%

 

67%

 

91%

 

Там, где показатели ниже, есть повод для постановки задач в планировании  более углубленной образовательной работы на следующий учебный год по данным разделам программы.

 

Основной целью нашего ДОУ в прошедшем учебном году было: создание условий  для обновления содержания образовательного процесса в детском саду в контексте стандартизации

Задачи:

§  интегрировать деятельность педагогов в формировании у детей познавательных процессов через игровую деятельность;

§  совершенствовать и обогащать знания и умения педагогов современными идеями по обеспечению физического и психического развития детей;

§  повысить компетентность  педагогов в области  художественно-эстетического образования детей;

§  создавать условия для освоения педагогами инновационных подходов к содержанию речевого и социально-коммуникативного развития и  образования детей.

 

1.3. Анализ уровня развития выпускников ДОУ (оценка  итоговых результатов освоения программы в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной к школе группы к обучению в школе.

 

В 2015-16 уч. году выпустили детей из  подготовительных групп «Родничок» – 22 человека и «Светлячок» - 21 человек. Воспитатели подготовительной группы «Родничок» в этом учебном году: Новикова М.Н.. и  Рачкова О.Н., подготовительной группы «Светлячок»: Данилюк Е.Е. и Барбаянова Е.А.

Содержание психолого-педагогической готовности детей к школьному обучению определяется системой требований, которые предъявляет к детям программа «Детский сад – дом радости» Н.М. Крыловой.  Своеобразие Программы определяют положения фундаментальной отечественной науки о развитии детей дошкольного возраста:

— целенаправленное содействие развитию и саморазвитию ребенка как неповторимой индивидуальности рассматривается автором на основе содействия амплификации развития и саморазвития его самосознания;

— развитие каждого воспитанника обусловлено системным подходом, который заключается в том, что пять направлений (образовательных областей) дошкольного образования — физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, познавательное, речевое — рассматриваются в их взаимосвязи, взаимоСОдействии, их интеграции в целостном процессе развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности;

— доминирование интеграционных процессов накладывает свою печать на все сферы

психики ребенка (интеллектуальную, эмоциональную, мотивационно-потребностную) и определяет стратегию и тактику обеспечения дошкольного уровня образования, соответствующего ФГОС ДО.

Это говорит о том, что в школе детям будет легче адаптироваться, устанавливать общение с взрослыми и сверстниками.  Результаты обследования эмоционально-волевой сферы педагогом-психологом показывают ее сформированность у всех детей. Все дети подготовительной группы готовы к обучению в школе, они  имеют достаточно  высокую мотивационную готовность.

 

 

 

 

Уровень развития социальной компетентности из результатов комплексного тестирования по методикам

Количество

обследуемых детей

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Средний  за 3 года

1.

Дети психологически готовы к обучению в школе

22/100%

39/99%

43/99%

31/100%

2

Дети психологически не готовы к обучению в школе

-

1/1%

1/1%

-

 

Вывод: В учреждении преобладают воспитанники (по критерию социальной компетентности) психологически готовые к обучению в школе, это прослеживается в течение 3 лет.

 

«Готов ли ребёнок к школе»

 

Количество обследуемых детей

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Средний  за 3 года

1

Высокий уровень развития

24/59%

10/45%

19/43%

17/39%

2

Средний уровень развития

16/40%

12/55%

24/55%

26/59%

3

Низкий уровень развития

-

-

1/2%

    1/2%

 

Вывод: В учреждении преобладают дети с высоким и средним уровне готовности детей к обучению в школе.  Дети показали отличные и хорошие результаты по усвоению программного материала по всем направлениям и образовательным областям развития.        

Хорошие результаты по обучению грамоте, большинство детей читают. Самое главное, дети владеют достаточно хорошо устной речью: строят сложные предложения, формулируя свою мысль последовательно, прекрасно пересказывают тексты, составляют рассказы, читают выразительно стихи, могут свободно вступать в диалог с взрослыми и сверстниками. У детей  прекрасно сформированы элементарные математические представления в соответствии с возрастом.

Результаты обследования эмоционально-волевой сферы педагогами-психологами показывают ее сформированность у всех детей. Все дети подготовительной группы готовы к обучению в школе, они  имеют достаточно  высокую мотивационную готовность.

 

1.4. Анализ результатов повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации.

В рамках улучшения качества образования и профессионального мастерства в этом учебном году педагоги повысили свою квалификационную категорию: воспитатель Мижераунис М.А. – высшая квалификационная категория, Приходько И.В. – высшая квалификационная категория, Леденева С.В.- высшая квалификационная категория. Инструктор по ФК Войнова О.Н. успешно заканчивает Московскую современную гуманитарную академию по специальности «Психология».  Воспитатель Каменева Е. И. закончила  3-й курс Таганрогского педагогического университета, факультет дошкольного образования. Старший воспитатель Огородник Л.Ф. и воспитатели Репина И.И.,  прошли дистанционные курсы по переподготовке специалистов в ГБПОУ РО Донском строительном колледже г. Новочеркасск по специальности «Педагогическая деятельность в дошкольном образовании», объем 288 часов. Воспитатель Репина И.И. повышает свое профессиональное образование, учась в среднем профессиональном образовательном учреждении в г. Ростове - на – Дону по специальности «Дошкольное образование».

Курсы повышения квалификации прослушали следующие педагоги: авторские курсы по реализации Программы «Детский сад-Дом радости» Н.М. Крыловой  в условиях внедрения ФГОС ДО в образовательный процесс детского сада в ИПК и ПРО в  г. Ростове - на – Дону в июне: воспитатели Шустова.А., Приходько И.В., Леонова Л.Я., Леденева С.В., Каменева Е.И., Рачкова О.Н.

 

1.5. Анализ системы взаимодействия с родителями воспитанников

В нашем ДОУ ведется постоянная работа с семьями воспитанников, которая основывается на тесном взаимодействии и взаимопонимании. Родители являются нашими постоянными помощниками во всех делах и мероприятиях, которые проводятся в ДОУ и районе. В 2015-16 учебном году работе с семьями также уделялось достаточно внимания.  Родители активно принимали участие в таких мероприятиях детского сада, которые уже стали традицией нашего МБДОУ:

  • День дошкольного работника – поздравление сотрудников ДОУ – Праздничный концерт.
  • «День Матерей России» -  праздник «Мамочка моя любимая».
  • Новогодние утренники и Рождественские колядки. К Новому году провели конкурс - выставку семейного творчества «Мастерская Деда Мороза»  между возрастными группами с участием родителей совместно с детьми, также родители готовили новогодние костюмы для детей.
  • День пожилого человека в подготовительной группе с участием дедушек и бабушек воспитанников.
  •  Спортивный праздник, посвященный  Дню Защитников Отечества с участием пап и дедушек в средней группе.
  • «Мама, папа, я – дружная семья» спортивный праздник на улице с участием родителей средней группы, посвященный Международному дню семьи.
  • Музыкальный конкурс «Две звезды» в зале, посвященный Международному дню семьи – представители от всех возрастных групп.
  • «Выпуск в школу» - утренники, посвященные выпускникам подготовительной и старших групп.
  • День древо насаждений – представители родителей от всех групп.
  • «День защиты детей» - 1 июня, начало летней оздоровительной кампании.
  • И новым, но нашедшем поддержку со стороны родителей, стал конкурс творческих работ «Пасхальное чудо»

          В детском саду  с участием родителей были организованы тематические выставки рисунков и поделок, фотовыставки, которые регулярно проводились в течение года и выставлялись в Арт-салоне «Розовый слон». Ежемесячно обновлялись стенды с наглядной пропагандой и информацией для родителей во всех групповых помещениях. Были проведены два общих родительских собрания и родительские собрания в группах в соответствии с  годовым планом. На общих собраниях демонстрировались видео материалы о жизни детского сада, выступление детей для родителей. В течение учебного года проводилось заседание комиссии «За безопасность движения», в состав которой входят и родители воспитанников всех возрастных групп. По необходимости проводилось анкетирование и опросы родителей по текущей деятельности ДОУ.

Родители внесли весомый вклад в оснащение групповых помещений и территории ДОУ. Родители всех групп приняли активное участие в  оформлении и озеленении территории ДОУ к летнему оздоровительному сезону.  

Проанализировав результаты  2015-2016 учебного года, были предварительно определены цель и задачи  работы коллектива в следующем учебном году, одна из которых духовно-нравственное воспитание дошкольника.

В 2015-2016 учебном году  были проведены для педагогов ДОУ семинары и семинары-практикумы, индивидуальные консультации по вопросам задач годового плана и нового планирования в соответствии с новыми требованиями с учетом внедрения «Дорожной карты» по ФГОС ДО.

Еженедельно проводились пед. часы «Встречи по вторникам», тематика этих заседаний велась согласно циклограмме.    В проведении пед. часов принимали активное  участие воспитатели и специалисты ДОУ.  В течение года проводились открытые просмотры НОД, другой деятельности в рамках подготовки к педагогическим советам, семинарам, аттестации, в которых принимали участие все педагоги ДОУ.

Согласно годового планирования в течение 2015-16 уч. года по решению каждой задачи планировалась образовательная деятельность. Так успешно проведен педагогический совет  (установочный), тема: «Совершенствование системы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО». Решения, принятые на педсовете, позволили сформировать систему образовательного процесса, повысить его качество в соответствии с ФГОС ДО. Этому также способствовали профессиональные навыки педагогов, совершенствование которых проходило на педагогических мероприятиях. В течение  учебного года были проведены тематические  педагогические советы:  «Интерактивные методы совершенствования педагогического мастерства в развитии познавательных способностей у дошкольников через экологическое воспитание» в форме деловой игры;  «Стимулирование творческой активности педагогов в формировании диалогической речи у детей через театрализованную деятельность» в форме педагогического ринга; «Новые формы и методы активизации самостоятельности дошкольников в двигательной активности» в форме   педагогической эстафеты.

В конце учебного года проведен итоговый педагогический совет «Анализ деятельности ДОУ за учебный год».

Решение задач  проходит через реализацию образовательного процесса. Организация образовательного процесса в  Учреждении осуществляется в соответствии с   основной общеобразовательной программой дошкольного образования на основе ФГОС ДО и учебным планом непосредственно образовательной деятельности. Количество и продолжительность непосредственно образовательной деятельности, устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими  нормами и требованиями, которые регламентируются  учебным планом. Целесообразное использование  новых педагогических технологий (здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, технологии деятельностного типа) позволило повысить уровень освоения детьми Образовательной программы ДОУ. В ходе результатов педагогической диагностики (мониторинга)  оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста были получены следующие результаты:

Педагогический коллектив  МБДОУ ДС № 4 «Березка» принимал   участие во всех мероприятиях, проводимых Отделом образования Администрации района  на муниципальном уровне, областном и федеральном уровнях в течение учебного года, в том числе:

  • На базе нашего детского сада был организован и  проведен районный семинар-практикум  для  воспитателей  МБДОУ и ГКП Багаевского района «Развитие    поисково-познавательных способностей   детей   старшего дошкольного   возраста   посредством экологического   воспитания   в   рамках реализации   ФГОС   ДО». Старший воспитатель Огородник Л.Ф. показала презентацию и представила материал работы МБДОУ ДС № 4 «Березка» по данному направлению работы. Все воспитатели ДОУ показали практическое театрализованное занятие по  реализации данной образовательной области.
  • Воспитатель Шустова Л.А. приняла участие в муниципальном этапе областного профессионального конкурса «Лучший педагогический дошкольный работник», итоги этого конкурса будут подведены на августовской педагогической конференции.

    

Каждый педагог нашего ДОУ занимается самообразованием, работает по определенной выбранной теме. Завершением работы по теме являются или выступление перед коллегами на каком-либо мероприятии, трансляция  обобщенного  опыта работы, презентация опыта работы, печатание работы в СМИ, размещение на сайте МБДОУ ДС № 4 «Березка»  в Интернете и др. Каждый педагог формирует и оформляет свое портфолио, где отражена вся работа педагога.        

Анализ работы с кадрами выявил проблемы: педагоги не имеют опыта участия в областных мероприятиях и профессиональных конкурсах, мало опыта в представлении своей работы в печатных изданиях, на сайтах.  Не все педагоги еще владеют в совершенстве компьютером, нет свободного доступа в Интернет.